Сайт Васильевой Н.Н.Суббота, 18.05.2024, 08:34

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [9]
Мои статьи [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Новые подходы к изучению иностранного языка в начальной школе (2011)
Чем раньше мы начнём преподавать иностранный язык детям, тем раньше познакомим их с миром детей, говорящих на других языках" - Р.Фройденштайн


Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном
уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Язык - это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.
Если в предыдущие десятилетия XX века круг людей в стране, у которых
была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в
настоящее время ситуация изменилась. Соответственно возросли и потребности в
использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело
обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию
изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интерактивный подход к
обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития
культуры речи.
В самом содержании учебного предмета должны быть заложены механизмы, раскрывающие возможность практического использования иностранного языка как важного средства развития и удовлетворения интересов учащихся, в том числе и неязыковых. Действие этих механизмов будет обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ на следующие вопросы:
1. Где и как может быть использован иностранный язык в будущей
профессии ученика?
2. Какую пользу он может принести в избранной профессии или сфере
интересов?
3. Каким образом иностранный язык позволяет приобщиться к научно-
техническому и культурному прогрессу и традициям страны
изучаемого языка, пополнить знания в области точных или
гуманитарных наук?
Наша роль состоит в том, чтобы помочь ребенку как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить ему любовь к иностранному языку. Уже давно доказано, что чем позже ребенок начинает изучать иностранный язык, тем сложнее проходит процесс обучения, хотя, на мой взгляд, необходимо рассматривать этот аргумент в ракурсе индивидуальных способностей каждого ребенка.
В настоящее время в Российской Федерации обучение иностранному языку с дошкольного возраста или в начальной школе приобрело поистине массовый характер. Практически в начальной школе любого общеобразовательного учреждения ведутся уроки английского языка. Например, в нашей школе №40 уже многие годы английский язык преподается со 2 класса. Со 2 по 4 классы по 2 обязательных часа, а начиная с 5 класса по 3 часа в неделю, есть еще группы, изучающие язык дополнительно за счет средств родителей.
В чем же заключаются особенности организации учебного процесса по изучению английского языка с 1 или 2 класса средней школы? Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Таким образом, важно, чтобы "дети были раскрепощены, вместе с учителем "творили" урок. Не только и не столько знания и владения языковым и речевым материалом определяют эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом.
При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть интригующим, заговорческо-доверительным, или серьезным, деловым, выражающим радость встречи, вселяющим успех. При изучении английского языка с младших классов необходимо особо обратить внимание на взаимоотношение ученика с окружающими, а не являться только объектом контроля сформированности их языковой компетенции. Главное, чтобы ученик, вступая в общение на английском языке не испытывал страх за ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. Как говорится, на ошибках учатся. Ошибки - это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия.
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Существует пословица: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек". Цели и задачи образования должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная общение со 2-го класса очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Тот факт, что в новой модернизированной школе иностранный язык изучается со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности.
Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.
Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится всё более очевидной.
Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что от того, как идет обучение на начальном этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих ступенях. Еще в 1947 году И.В. Рахманов писал: "Большинство методов существенно отличаются друг от друга только на элементарной ступени обучения". Я сама в школе изучала немецкий язык, в институте французский и немецкий, а позже пришлось изучать и английский язык. Считаю тоже, чем больше языков знаешь, тем легче учить другие иностранные языки. Всё познается в сравнении!
На первой ступени (в II - IV классах) реализуются следующие цели:
Способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
Сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступным детям образцами детской художественной литературы на изучаемом языке;
Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием ин-го языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого языка;
Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.
Ранее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность:
. Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
. Участвовать в диалогическом общении; вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог - расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
. Кратко высказываться на темы для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
. Овладеть техникой чтения вслух: читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
. Писать кратное поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе;
. Правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка: соблюдать интонацию основных типов предложения;
. Овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;
. Получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
. Освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.
Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют
специальную подготовку для работы с малышами, невелико. Вместе с тем,
умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников,
которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке -
задача весьма нелегкая и ответственная. Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, тем прочнее усваивается материал. Что касается меня и моих учеников, ни одна песня не поется просто как песня, а мы их превращаем в мини-сценки, танцы и тд, что делает уроки очень успешными, интересными. В моей работе очень помогает то, что я сама училась в музыкальной школе.
Таким образом, успех практической реализации инновационных обучающих
стратегий в начальной школе в большей степени зависит от уровня готовности
учителя иностранного языка к новым условиям социально-культурной среды,
формируемой в школе, и от способностей преподавать язык функционально, с
ориентацией на межкультурную коммуникацию.
Образовательное пространство России сегодня обеспечено разнообразной учебной литературой по иностранным языкам как отечественных, так и зарубежных авторов. Учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №40" г. Чебоксары в условиях такого многообразия учебной литературы, отдали предпочтение новому учебно-методическому комплекту "Английский в фокусе" (Spotlight) для всех классов. Наша школа является площадкой для интеллектуального творческого, гармоничного развития личности. Я работаю в данной школе с окончания нашего института в 1987 году, а по данному УМК четвертый год, начиная именно со 2 класса. Хотела бы подчеркнуть - с удовольствием и огромным желанием! В основу этого учебно-методического комплекта положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранного языка, предусматривающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции. Личностно-ориентированный подход, которого придерживаются авторы, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это в свою очередь определяет и современные технологии обучения, например, метод проектов. Результатом такого процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранным языком, нового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.
Средняя школа также должна создавать условия и стимулировать школьников
к изучению нескольких иностранных языков с учетом потребностей как самих
учащихся, так и общества в целом.



Источник: http://hoffnung.ucoz.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: hoffnung (17.09.2012)
Просмотров: 6546 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz